Загрязнение воздушного бассейна в крупных городах

«Я слишком скучна для стендапа и слишком ленива для хорошего блогера, поэтому называю себя Sit Down Bloger. Я такая же, как твой Инстаграм и ты: привлекательная и оригинальная, но по факту чаще унылая и, если честно, такая же, как все.»

Грязный городОдним из важнейших процессов, характеризующих современное общество, является формирование и развитие своеобразной городской цивилизации. В предшествующие исторические периоды города уже представляли собой места мощной концентрации на относительно небольшой территории населения, производственной деятельности, инфраструктуры, что неуклонно приводило к увеличению давления на природную среду. Сегодня процесс урбанизации приобрёл глобальный характер: более половины жителей планеты сосредоточено в городских формах поселения — поэтому в настоящее время экологические проблемы приобретают здесь особую остроту и значимость.

Фактор урбанизации — один из главных факторов‚ определяющих антропогенное воздействие на окружающую среду. Основная деятельность человека сосредоточена в городах, где формируется определённый образ жизни людей, спектр их потребностей. По мере усиления воздействия на естественные экосистемы, с человеком и обществом стала тесно взаимодействовать не природа «в чистом виде», и даже не «преобразованная» природа, а особая «городская среда» или «урбанизованная среда», качество которой сегодня не всегда позволяет человеку адаптироваться к её условиям и сохранить своё здоровье. В связи повышением заболеваемости людей и, как следствие, ущербом, связанным с затратами на лечение больных, потерями рабочего времени и преждевременной смертностью, проблема загрязнения воздушного бассейна городов приобрела особую актуальность.

Рассмотрим, в каких масштабах и за счёт чего происходит это загрязнение в различных странах и регионах, используя данные по крупным городам мира, являющимся репрезентативными в рамках обсуждаемой темы. В список вошли 20 городов с численностью населения более 3 млн. чел, среди которых 10 находятся в развитых странах (Берлин, Париж, Милан, Афины, Анкара, Лос-Анджелес, Торонто, Сидней, Йоханнесбург, Токио), 9 в развивающихся новых индустриальных странах (Бангкок Сеул, Дели, Мумбаи, Пекин, Чунцин, Мехико, Сантьяго, Сан-Паулу)*. Российская Федерация представлена данными по Москве.

Для характеристики уровня загрязнения воздушного бассейна этих городов была составлена сводная таблица (табл. 1), куда заносились абсолютные показатели среднегодовой концентрации отравляющих веществ по приоритетным видам загрязняющих частиц (твёрдые частицы, сернистый газ, диоксид азота). После вычисления суммарной среднегодовой концентрации этих веществ каждому из городов присваивался ранг по мере по уменьшения числовых данных, что позволило рассчитать долю каждого из видов отравляющих частиц в их общей среднегодовой концентрации (рис.2). Обратимся, для начала, к абсолютным показателям. Перечень городов, представленных на рис.1, по степени общей среднегодовой концентрации отравляющих веществ в атмосфере можно условно разделить на три группы:

  • более 700 микрограмм/м3
  • 300-700 микрограмм/м3
  • менее 300 микрограмм/м3

Первая группа — шесть наиболее загрязнённых городов, в числе которых Чунцин (максимальный показатель для ряда — 1708 микрограмм/м3), Пекин, Мехико, Мумбаи, Бангкок, Дели — расположены в развивающихся странах. За исключением Мехико, это крупнейшие города стран Ю-В Азии.

Примечание. Таблица составлена по данным приложения к [2]
Рисунок 1

Вторая группа имеет неоднородный состав. Сюда входят крупные города как развитых, так и развивающихся стран с населением более 10 млн.чел (Сан-Паулу, Лос-Анджелес, Москва, Сеул), а также Сантьяго, Афины, Милан и Анкара.

Третья группа — шесть наименее загрязнённых городов в развитых странах — Париж (минимальный показатель для ряда — 123 микрограмма/м3), Берлин, Токио, Торонто, Йоханнесбург, Сидней.

Явное превышение по абсолютным показателям в городах первой группы и сравнительно низкие значения в городах третьей группы объясняются двумя основными причинами:

  • тенденцией к вытеснению вредных производств из высокоразвитых центров в экономически зависимые от них развивающиеся страны;
  • лидирующей ролью развитых стран в деле охраны окружающей среды и инвестициями значительных средств на проведение работ в этой области.
Рисунок 2
Примечание. Группам показателей присвоены ранги в соответствии с легендой к рис. 1

В отношении первой причины, необходимо уточнить, что подобная тенденция свойственна отдельным группам стран не только на межрегиональном уровне. В частности, в Европе она проявляется и внутри региона, сопровождаясь ухудшением экологической обстановки в сравнительно менее развитых в экономическом отношении странах. Поэтому такие европейские города, как Афины и Анкара по среднегодовому уровню загрязнения частиц оказались во второй группе, с характерной для неё высокой концентрацией этих частиц в атмосфере (от 300 до 650 микрограмм/м3). Для высокоразвитых стран еврорегиона перенесение экологической нагрузки в эти города является весьма сомнительным решением проблемы, учитывая небольшую протяжённость стран региона и возможность трансграничного переноса загрязнений.

Следует напомнить, что помимо перечисленных выше особенностей в распределении показателей загрязнения атмосферы, существуют общие для всех городов факторы, оказывающие негативное влияние на состояние воздушной среды. Это непосредственно рост самих городов, концентрация в их пределах вредных производств и увеличение объема транспорта. Исходя из этих соображений, были выбраны три приоритетных вида загрязняющих веществ, присутствие каждого из которых в воздушном бассейне города связано с воздействием того или иного фактора. Остановимся подробнее на каждом из видов загрязнений и степени их распространённости в отдельных группах стран. На рис.2 представлена доля видов загрязняющих частиц в суммарной среднегодовой концентрации отравляющих веществ с сохранением очерёдности городов по принципу уменьшения абсолютных показателей (рис.1).

Наименьшую роль в общем загрязнении атмосферы перечисленных городов играют твёрдые частицы. Этот вид загрязнения представляет собой пыль и дым с примесями тяжёлых металлов и распространён повсеместно в сравнительно небольших объёмах (более того, ПДК твёрдых частиц существенно превышает аналогичный показатель для диоксидов серы и азота, что также уменьшает его значимость). Максимальная доля — в городах первой группы — 30%.

Сернистый газ — SO2 — возникает за счёт выбросов промышленных предприятий при сгорании ископаемых видов топлива (угля), производстве резиновых изделий и т.д. Одинаково велика его доля в городах первой группы и составляет 30-40%. В отдельных городах второй и третьей группы доля SO2 также значительна, но здесь заметно возрастает влияние другого газа, диоксида азота (NO2) — 45-65% — образующегося вследствие выхлопов машин, при сгорании топлива и мусора. Он частично взаимодействует с другими загрязнителями воздуха и имеет наименьшую ПДК среди рассматриваемых видов отравляющих веществ.

На основании этих данных можно выявить главные тенденции в распределении доли каждого вида загрязнителей воздушного бассейна крупных городов:

  • Повсеместное преобладание диоксида азота в суммарном загрязнении атмосферы.
  • Сравнительно небольшие различия в значении разных видов отравляющих частиц в городах первой группы, относящихся к развивающимся странам.
  • Явное преобладание доли диоксида азота в суммарной концентрации загрязнителей воздушной среды городов, расположенных в развитых и новых индустриальных странах.

Действительно, автомобильный парк в таких городах чрезвычайно велик, и поскольку автомобиль является уже не просто свидетельством преуспевания, но непременным атрибутом повседневной жизни, доля загрязнений атмосферы за счёт транспорта превышает значение выбросов от стационарных источников, большинство из которых, как уже говорилось выше, вынесено на периферию. В развивающихся странах негативное воздействие транспорта зачастую складывается из специфических для них особенностей, среди которых рост количества подержанных автомобилей, использование некачественного топлива и др.

В заключение необходимо добавить, что проблема городов как эпицентров выбросов отравляющих веществ в атмосферу требует глобального подхода к её решению в связи с тем, что государственные границы не являются препятствием для распространения отрицательных явлений подобного рода.

Литература:

1. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. / Под ред. С.Б. Лаврова, Н.В. Каледина. — М.: Гардарики, 2003.
2. National Geographic. Октябрь 2003, №1. — 174 с.

* — Типология стран в соответствии с [1]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.